- Тертуллиан
- (по имени Квинт Септимий Флоренс) знаменитейший богослов, по образованию юрист, род. около 160 года. Время принятия Т. христианства неизвестно. Известно лишь, что Т. был пресвитером, но с 202 года перешел в монтанизм, в котором он пребывал до дня смерти (неизвестен). Т. жил и писал в эпоху импер. Септимия Севера и Каракаллы. Т. был глубоко верующим христианином, оправдав вполне собственные слова: "fiant поп nascuntur christiani" христианами становятся, а не рождаются. Он заслужил большую славу, как историк церкви и философ. Это наиболее ценный представитель тех христианских историков III стол., у которых наряду с изложением событий кроется богатый бытовой материал, незаменимый для истории культуры. Вместе с тем, все сочинения Т. проникнуты глубоким идеализмом. В этом отношении Т. полная противоположность своему современнику, известному богослову-философу Оригену. В то время, как О. мистико-аллегорическими толкованиями Св. Писания стремится материализировать христианское вероучение, Т., наоборот, оставляет в стороне умозрительные вопросы и текстуально следует началам христианской догмы. Т. был образованнейшим для своего времени человеком, владел греческим языком, который тогда был языком науки, и писал на греческом яз. сочинения. Он немилосердно и остроумно умел разбить своего противника множеством богатых сравнений, антитез, подчас впадающих в софизм и неправильности. Он писал сочинения апологетического, догматического характера и также о христианской жизни. До увлечения монтанизмом Т. написал: "О крещении", "О покаянии", "О терпении", "О зрелищах", "Об идолопоклонстве", "De testimonio animae", "De prescriptione haereticorum" и мн. других не дошедших. В этих сочинениях Т. выступает защитником и комментатором обрядов и молитв внутренней христианской жизни против еретиков и идолопоклонников, с одной стороны, и гонителей в лице правительства и императоров с другой. Во второй период творчества Т. подпал под влияние монтанизма и посвятил себя борьбе с его противниками, главным образом гностиками. В многочисленных трудах: "De carne Christi", "De anima", "De pudicitia", "De corona militis" и др. Т. бичует еретиков, Гермогена, Валентиниана, Маркиона, защищает христиан от язычников. Он устанавливает для хр. строгие правила, требует от них мученичества; женщинам предписывает строжайшее целомудрие вплоть до отказа от второго брака и закрывания лица покрывалом. Т. считает 7 важных и смертных грехов, каковы: 1) убийство, 2) идолопоклонство, 3) обман, 4) вероотступничество, 5) богохульство, 6) прелюбодеяние и 7) разврат; от них избавить может лишь божественное милосердие, церковь же должна осуждать и не может их отпускать. Христианин должен быть смирен и верить искренно, глубоко, невзирая ни на что, ибо в вере, отнюдь не в знании, науке его сила: "credo quia absurdum est". По своим взглядам Т. примыкает к Сенеке.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.